See-irf.ru

Обзор строительной техники
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинный кирпич с клеймом

Царский кирпич. Что это? Какой бывает?

В последние месяцы у нас получается очень много работы с царским кирпичом. И, соответственно, много вопросов — что это? Какой он бывает? Почему он царский? Его что, сам царь делал?
Конечно, сам царь кирпич не делал. Но это не точно! Может, и делал. И цари тоже, знаете ли, разные бывают!

И кирпич — тоже — разный. Об этом мы сегодня и поговорим. Я уже выкладывал описания в инстаграм, а теперь собрал все вместе и выкладываю на сайт.

Итак, поехали, расскажем на примерах из некоторых работ!

Попугай бы вздрогнул.

— Роман, начну всё-таки со скандала, который с подачи общественников «МоегоФасада» разгорелся в Ростове этим летом. В городе в рамках программы подготовки к Чемпионату мира 2018 года начали приводить в порядок фасады и крыши старых домов, которыми наводнён центр. Казалось бы, хорошее дело.

— Мы тоже так думали. Это было лето — июнь, июль. Я увидел: один дом в лесах, другой. После мы пригляделись: современной да ещё и дешёвой штукатуркой замазывали старые кирпичные дома. Началось, без преувеличения, обезображивание зданий. Во-первых, под слоем штукатурки некоторые детали кирпичного декора попросту пропадают — их не видно! То есть идёт сознательное упрощение архитектурного облика. Хотя за последнее столетие архитектура на Дону и без того пришла в упадок. Это до революции, возводя дом, думали о его облике. Сегодня почему-то решили: дом — это просто коробка. Насаждаются серость, безликость. В придачу для «ремонта» выбирали нередко и какие-то безобразные цвета — свежую штукатурку красили в ярко-оранжевый и другие клоунские расцветки. Увидев это, даже попугай бы вздрогнул.

Есть вопросы и к самой программе. Она подразумевает приведение в порядок только фасадов и крыш. Но жители домов (причём дома штукатурили на условиях софинансирования со стороны жильцов) жаловались и жалуются: «Зачем вы ремонтируете первым делом фасад?!» Мол, у нас текут трубы, прогнулись старые межэтажные перекрытия, повреждён фундамент. Такой ремонт, скорее, лишь показуха. Понятно, что если фасады «плывут», то штукатурка будет осыпаться, трескаться. Эти дома через два — три года (ещё до Чемпионата мира) по второму разу придётся красить и штукатурить. Это беспроигрышный вариант для осваивания всё новых бюджетных средств. Давайте сейчас покрасим, через пару лет за счёт бюджета опять будем нанимать строительные организации и красить. Очевидно, кто-то попросту нагреет на этом руки.

На пресс-конференции, которую организовал «МойФасад», пригласили и известных архитекторов, и представителей городского Департамента ЖКХ. Любовь Волошинова, архитектор, в отношении дома по пер. Газетному, 97, просила: мол, сохраните старинную дверь, она одна из красивейших в Ростове! Дверь деревянная, резная, с кованой накладкой. Таких больше нет и не будет. Директор департамента кивал. Но строители всё равно поменяли её на железную. Понимаете, с одной стороны, говорят, будут привлекать красивыми домами туристов. Но кому интересны дома, обмазанные современной дешёвой штукатуркой?!

— После скандала в ситуацию вмешался губернатор. В итоге вы чего-то добились?

— Те 30 домов «доремонтируют» уже так, как было начато. Однако результат той волны, которую мы подняли, есть. По решению губернатора создали комиссию, куда вошли общественники, известные архитекторы, эксперты. Они будут определять, как ремонтировать фасад каждого дома в будущем.

Если идея окажется эффективной, мы сможем повлиять на судьбы сотен домов. Хотя по-прежнему считаем: сначала надо приводить в порядок коммуникации, перекрытия, фундамент, а потом уже фасад.

Утраченные допотопные технологии. 500-летние здания из красного кирпича

Забудьте всё, что вы знаете об изготовлении кирпича из учебников и современных технологий. Как вы считаете, здание, построенное из современного кирпича 21 века, может простоять пятьсот лет?

Ну ладно, — триста лет, хотя бы? И я не знаю. А вот, старинные здания и дворцы из древнего красного кирпича стоят уже больше пятьсот лет.

История производства кирпича на Руси

Официальная история говорит о том, что кирпич на Руси появился в 4 веке, а уже в 15 веке – его форма стала похожа на современный кирпич.

Кирпич в стене здания. Клеймо 1879 год. Ему досталось, но он не рассыпается!

Из него строили всё: амбары, дома, дворцы и соборы.

Вильнюс. Собор Св.Анны. Собору — 500 лет!

При Петре Первом, согласно своду правил был утверждён единый размер для изготовленного кирпича 240х140х70, но только для казённых заводов. Было обязательным условие — клеймить производителем свои кирпичи.

Проверяли качество очень просто: сваливали все кирпичи с возов в кучу, если разбивалось больше трёх штук, — всю партию браковали. На все кирпичи 19 века уже были нанесены клейма завода-изготовителя. Старинные мастера гордились своим изделием, брак не допускался.

Читать еще:  Кирпич облицовочный размеры 250х60х65

Кирпичи с клеймами.

И это был колоссальный масштаб его изготовления, — он несравним, с количеством кирпича, который изготавливает современное производство, при нашем уровне технологии.

В чём заключается сложность качественного кирпича

Чтобы изготовить кирпич, нужно произвести подсушку кирпича-сырца около двух суток для удаления влаги, затем его обжигают около суток. Кирпич начинает спекаться при температуре от + 900-1100 градусов по Цельсию.

После выдержки в печи, его медленно охлаждают, около двухсот часов до температуры воздуха окружающей среды. На выходе – получаются шедевры кирпичного искусства.

Не вдаваясь в тонкости всех технологических деталей производства — весь процесс занимает около недели! Учитывая объём строительства древними, мы даже части этого не строим.

А теперь о технологиях

Предположим, кирпичи для дворцов пятнадцатого века, обжигали рабы и крестьяне. Тогда — это точно были мастера своего дела, знавшие до мельчайших тонкостей технологический процесс.

Старинная печь для обжига глиняных изделий.

И какие у них были заводы с печами! Про температуру обжига не забыли — от 900 до 1110 градусов, и так несколько дней.

И вообще, печь должна работать круглосуточно, учитывая потребляемый объём кирпича для строительства зданий. На угле печи топили, или деревом?

Может, всё-таки было атмосферное электричество и накопители этой энергии? Не газ же, предки использовали, для обжига кирпичей. У них цивилизация развивалась другим путём.

Сколько столетий ещё простоит древний кирпич

Какое глобальное заблуждение в том, что наша цивилизация шагнула технологически далеко вперёд! После войны, доходило до того, что разбитые здания разбирали по старым целехоньким кирпичам и возводили из них шедевры.

Например, главпочтамт в Минске. Его построили в 1953 году из старинного кирпича, который собирали по всему городу из разрушенных старинных зданий.

Под всеми старинными городами находятся тоннели, которые выложены красным кирпичом. Этим тоннелям больше пятьсот лет, — кирпичи в них, как новенькие. Речь о кирпиче, который гораздо старше своего собрата на три века.

Россия. Бийск. Допотопное здание из красного кирпича.

Это древний кирпич, который раньше назывался плинфа. Его сразу не берёт отбойник, подобным кирпичом выложены тоннели под городами.

Старинная канализация под городом.

Кирпич рождается из союза всех четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня. Великолепный строительный материал. Наши предки умели делать его практически вечным.

Так выглядит кирпичная кладка устья подземной реки Неглинная, которая протекает под городом Москва.

Секреты изготовления такого кирпича давно утрачены. Его поразительная крепость, совместно с цементирующим раствором, который его скрепил на века, и сейчас является предметом обсуждений мастеров.

Положение в отрасли

Самый большой объем производства, как рядового, так и облицовочного кирпича приходится на Центральный федеральный округ и составляет 28 % (согласно данным на 2 квартал 2016 г.). Это обусловлено, в первую очередь, такими факторами как потребность округа в стройматериале и близостью сырьевой базы. Немного отстает по объемам Приволжский округ, на который приходится 26,2 %. Лучшим заводом с большими объемами изготовления здесь позиционируется ООО «Производство керамического кирпича на Закаменной», который расположен в Пермском краю по адресу Пермский район, с. Гамово, Промышленный пункт «Закаменная».

Пик производства приходится на летние и первые осенние месяцы, что вызвано не только наступлением сезона строительства, но и минимальной себестоимостью операций обжига, которая наблюдается в теплое время года. А в зимние месяцы (преимущественно в январе), когда заводы керамического кирпича останавливаются на профилактический ремонт, отмечается годовой минимум выпуска.

Каталог проб русского серебра, пробирные клейма

Мы постарались собрать полную информацию о пробах серебряных изделий России 18-19 веков, по которым можно определить мастера, год производства и город пробы.

Старинное серебро Петербурга, пробирные клейма

  • Клейма русского серебра Карла Фаберже. пробы сереба;
  • Старинное сереро русского ювелирного дома Грачёвы Михаил и Симеон Гавриловичи, пробирные клейма;
  • Русский ювелирный мастер Сазиков Павел Фёдорович, пробы серебра;
  • Ювелирная мастерская русского серебра, проба мастера Карл Болин;

Старинное серебро фабрик Москвы, пробирные клейма

  • Московская фабрика серебряных изделий Ивана Семёновича Губкина, пробирные клейма;
  • Фабрика русского серебра Николая Васильевича Немирова-Колодкина, клейма серебра;
  • Ювелирный мастер серебряных изделиий Овчинников Павел Акимович, пробы серебра;
  • Шедевры мастера серебряных изделий Хлебникова Ивана Петровича, пробы серебра;

Как определить возраст найденного кольца?

Если вы не знаете, на что смотреть, вы можете старинное кольцо принять за современное, а также наоборот, изделие современного ювелира счесть удивительным древним артефактом.

Читать еще:  Как покрасить кирпичную стену на балконе

Это может быть сложно. Однажды я нашел кольцо с эмалевой инкрустацией, и подумал, что оно не такое уж старое. Я ошибся: эта ювелирная техника появилась очень давно, а само кольцо было 1815 года. Это всего лишь один пример.

Перстни

Посмотрите: на фото — кольцо. Оно римское. Как это понять?

Во-первых, посмотрите на оправу камней. Она охватывает все, кроме верхней части камня. Это первое, что подсказывает возраст кольца. Во-вторых, поверхность камня гладкая — он полированный, а не граненый, как сейчас.

В средние века, до XVI века, камни тоже не гранили. Перстни были с не ограненными, округлыми «самоцветами».

Затем кольца и перстни стали популярны среди русских царей, которые надевали их на все пальцы. Так мода на них пришла в высшие слои общества. Русские перстни XVII века были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.

Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. Именно поэтому ограночное и камнерезное дело стало развиваться бешеными темпами. Толчок с развитию ювелирного дела на Руси дало и то, что первый император России — Петр Алексеевич Романов, начал привлекать к иностранных ювелиров.

Огранка алмазов была изобретена в Европе XVII веке, постоянно совершенствовалась и для других камней. В это же время кольца с ограненными камнями только начинают появляться в России.

Мода на кольца с бриллиантами пришла при Екатерине II. Ниже на фото — пример кольца XVIII века. Вы можете заметить, что бриллианты обладают четкими гранями. Теперь посмотрим на оправу камней. Они окружены ею, а не укреплены зубцами, как сегодня.

Кольца XVIII века часто бывают поврежденными. Драгоценный камень по бокам и снизу был окружен золотой фольгой.

Сегодня камни укрепляют так, чтобы через них проходил свет, и они выглядели еще более прекрасными.

Перстни-печатки тоже из моды не выходят. Ниже — ряд перстней XVIII-XIX века.

В XIX веке ювелирные мастера Российской империи с успехом применяли для создания колец такие технологии, как чернь, зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Кроме того, камней для перстней стало больше: ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы. К любимым камням относились карнеол и сердолик. В качестве исходного материала использовались также нефрит, лазурит, малахит, яшма, агат.

После революции 1917 года спрос на перстни в России сильно упал, да и самих «предметов роскоши» производилось на несколько порядков меньше.

Обручальные кольца

Точно сказать, когда появились обручальные кольца на Руси, сложно. Мнения историков разнятся. Ко-то утверждает, что славяне обменивались кольцами и при язычестве, кто-то указывает на то, что только в IX веке на Русь пришли византийские традиции — в частности, и по вручению помолвочного кольца невесте. В день помолвки (рукобитья, сговора) жених дарил невесте кольцо и подарки.

Старинное помолвочное кольцо можно опознать по форме. Чаще всего она неидеальна, с утолщениями, заметными отклонениями. Это связано с несовершенством ювелирных техник. Встречаются древние помолвочные кольца, сплетенные из двух кусочков золотой проволоки, обернуты вокруг друг друга. Помолвочные кольца носили женщины, поэтому их еще можно отличить и по размеру — чаще всего у женщин пальцы тоньше, чем у мужчин.

Официальные обручальные кольца — и для мужчин, и для женщин появились в России только при Екатерине Великой, в 1755 году. В это время церковь, а точнее — Святейший Синод — утвердил обряд обмена кольцами, соединив два ранее существовавших обряда — помолвку (обручение) и венчание.

Жених покупал кольца и в день венчания отдавал их свидетелю, который передавал их священнику. Иногда обручальное кольцо посылали невесте перед венчанием вместе с фатой, венчальными свечами и восковыми цветами. Однако со времен помолвки до наших дней за кольцами супругов сохранилось и название — обручальные. Так происходило в православной России до 1917 года.

Так что, в итоге, можно сделать вывод, что обручальные кольца с 1800 по 1900 гг можно определить по клейму мастера со внутренней стороны кольца и по пробе золота в золотниках. Обычно это двузначное число, к примеру — 56.

После 1917 года «обряд венчания и обручения» был перенесен из храма под своды зала актов гражданского состояния (ЗАГС) . Остался обряда остался обычай надевать обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кольца начали производить на ювелирных фабриках, соответственно, ставилось клеймо фабрики и проба золота на кольце.

Читать еще:  Цоколь из силикатного кирпича

С 1927 года в СССР на кольцах и вообще всех изделиях из золота, стала ставиться маркировка согласно метрической системе. Число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве. Поэтому золотые обручальные кольца с 1927 года легко отличить.

Также в СССР не придавалось значения, из какого материала были кольца и вообще не было требований к их форме.

Поэтому правильной формы обручалки из простых металлов — меди, железа и разных сплавов типа латуни, бронзы — это как раз те самые, времен СССР. Обратите внимание, что заметна заводская обработка колец. Более ранние варианты (крестьянские, дореволюционные, XIX век) были коваными и чаще всего полукруглыми в сечении.

Конечно, большинство колец было гладкими как дань традиции (считалось, что чем кольцо более гладкое, тем более гладкой будет семейная жизнь). Но традиции стали забываться. На «обручалках» стали появляться узоры. Особенно мода на узоры была актуальная ближе к 70-80 гг XX века. Кольца стали массивными, чтобы на них была видна гравировка. Вообще обручальные кольца «позднего СССР» легко узнать по массе и ширине.

После перестройки еще пару лет сохранялась традиция покупать тяжелые, широкие «обручалки». Но далее — уже к концу 90-х, когда покупательская способность населения резко упала, колечки становились все тоньше.

Так, современные обручальные кольца тоже весьма легко узнать: они очень тонкие, и часто бывают из золота 585 пробы и даже ниже.

Кстати, есть у меня наблюдение, что в наше время (примерно с 2010 года и далее), брачующиеся вообще выбирают серебряный вариант обручального кольца. Часто покупают его в церкви, такие кольца легко опознать по надписи «спаси и сохрани», выполненной шрифтом, стилизованным под древнерусский.

Итог

Я не эксперт по ювелирным изделиям, но думаю, история золотых колец и мои наблюдения помогут вам определить, старинное перед вами кольцо или нет. Скажу лишь, что некоторые древние кольца могут быть в очень хорошем сохране (особенно, если они золотые) и могут выглядеть, как новые. А современные кольца могут выглядеть ужасно, но это не указывает на то, что они старые. Очень сложно определить разницу.

Пробы и клейма

В наше время дороже всего ценятся ложки из стерлингового серебра. Так называют металл 925-й пробы. Приборы 999-й пробы не встречаются, так как чистый металл легко подвергается деформации: гнётся, ломается, царапается.

Ложки 925-й пробы часто покрывают позолотой, эмалью. Они имеют прекрасную сохранность и вид. Во Франции изготавливали изделия 900-й и 950-й пробы. Серебро, которое украшали эмалью, часто имеет 916 пробу в метрическом измерении.

Что такое 84-я проба серебра? На старинных ложках из России, часто можно встретить эту пробу. Старинная золотниковая мера драгметаллов применялась вплоть до 1927 года. Эта проба соответствует 854-й в метрическом измерении.

Клеймо на серебряных столовых приборах

Клейма на старинных ложках

Клейм — российских и европейских — известно великое множество. В каждой стране была принята своя cистема атрибуции, она менялись, вводилась другие законы. В Германии до 1988 года ходила лотовая система проб, в США до сих пор принята каратная.

Как правило, на старинных приборах имеются три-четыре и больше клейма.

Ложка, которую изготовили в России во второй половине XX века, имеет пять знаков.

  • цифровое клеймо, которое удостоверяет содержание серебра в золотниках (чаще всего можно встретить пробы 84, 88, 91);
  • год, когда изделие было апробировано (например, 1876);
  • знак мастера, который клеймил (чаще всего проставлялись его инициалы);
  • знак пробирной палаты (например, для Московской — это был Георгий Победоносец);
  • клеймо мастера, который изготовил прибор (инициалы и другие знаки).

С 1899 года вводится новый пробирный устав. Новое клеймо пробирных палат выглядело, как женская головка в профиль.

Выпуклые по форме клейма ставились почти до конца XIX века, а вогнутые начали использовать с 1897 года до настоящего времени.

Старинные европейские изделия из драгметаллов имеют свою систему клеймения.

На английских ложках можно увидеть льва с поднятой лапой — знак того, что изделие изготовлено из чистого стерлингового серебра. На ложках, которые изготавливались с 1783 года по 1890 год, проставляли ещё знак пошлины. Оттиск представляет профиль головы правящего на тот момент монарха.

Кроме того, на приборах из серебра ставились:

  • Клеймо года (не в годах, а в буквенных инициалах!).
  • Клеймо города.
  • Клеймо мастера.

Чтобы детально разобраться в этом вопросе, лучше изучить специальную литературу. Издаются специальные справочники, где имеется все виды проб, имевшие хождение в России и других странах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector